Рациональное питание школьников

Растущему организму, как никакому другому, нужен «строительный материал» - те самые белки, жиры, углеводы, микроэлементы и витамины, как растительного, так и животного происхождения, а вместе с ними и вода. Все они должны поставляться на «строительную площадку» с пищей в нужное время, в необходимом режиме и в оптимальном, умеренном количестве.

Если в пище ощущается недостаток белков, результатом может стать задержка физического и умственного развития, замедлится половое созревание ребенка, а затем и подростка.

Избыток белков чреват развитием гнилостных процессов в кишечнике. В итоге это легко может привести молодой организм к дисбактериозу. Неполное расщепление белков вызывает острую интоксикацию организма, резко увеличивает нагрузку на почки.

Чрезмерно раннее половое созревание станет следствием избыточного потребления продуктов, богатых углеводами и жирами. Параллельно с этим прогрессирует раннее ожирение и масса сопутствующих ему заболеваний.

Кратко говоря, рациональное питание школьников должно быть полноценным, разнообразным, сбалансированным, при этом, что немаловажно, сам режим питания должен быть оптимальным. Именно эти факторы способствуют лучшей усвояемости полезной для ребенка пищи.

Соответствие энергопотребления энергетическим затратам делает наше питание полноценным. «Перекусы» на ходу, когда организм не успевает достичь состояния сытости, а мозг сигнализирует нам о том, что мы по-прежнему голодны – главный враг в исполнении данного принципа здорового питания.

Нарушается принцип разнообразного питания: ребенок недополучает столь необходимых ему «естественных» продуктов растительного и животного происхождения, довольствуясь углеводосодержащими «суррогатами».

Перекос в сторону углеводов ничем не отличается от предпочтений, оказываемых жирной или же даже белковой пище. Сбалансированное питание предполагает соблюдение тонкого равновесия между всеми его факторами, выполняющими в обмене веществ особую, незаменимую, специфическую роль.

Наедаться на ночь – общая тенденция, принятая в среде занятых людей. Ребенок, загруженный в течение дня уроками, а затем погруженный в мир собственных увлечений и тут не отстает от взрослых. В итоге, не соблюдается правильное распределение в течение суток объемов и видов употребляемых в пищу продуктов.

С учетом ценности всех компонентов питания, диетологи делают следующие выводы:

  1. Ежедневно рацион ребенка должен содержать порядка 15 наименований разнообразных продуктов питания. Недельный же ассортимент продуктов питания должен превосходить 30 наименований!
  2. Постоянными спутниками в питании ребенка должны быть: мясо, молоко, сливочное масло, крупы, хлеб, свежие овощи и фрукты. Некоторые продукты: рыба (преимущественно морская, жирных сортов), яйца, творог, сметана, сыр - в течение недели должны повторяться в рационе питания 2-3 раза.
  3. Ребенок должен принимать пищу не менее четырех раз в день, причем в строго отведенное для этого, согласно режиму дня, время. Промежутки между приемами пищи не должны быть более, чем 4–5 часов.
  4. При приготовлении пищи предпочтение следует отдавать йодированной соли.
  5. В опасный простудами период межсезонья полезно использовать витаминно-минеральные комплексы, разработанные для детей соответствующего возраста.
  6. Витамин «С» лучше всего усваивается и не превосходит граничного максимального значения (что чревато, в частности, понижением свертываемости крови, кровоточивостью десен), при ежедневном приеме отвара шиповника.
  7. Приему пищи должна сопутствовать спокойная обстановка, без спешки, волнующих разговоров и мыслей о незавершенных делах.
  8. Дети с недостаточной, либо избыточной массой тела должны систематически консультироваться у врача-диетолога для корректировки рациона питания.
  9. Рацион питания школьника-спортсмена корректируется с учетом тренировочной физической нагрузки.
  10. Весьма полезным окажется подсчет «съеденных» в течение суток калорий и сопоставление их с рационом, составленным в индивидуальном режиме, соответствующим нашему оптимальному энергообмену.

Научиться правильно питаться самим и научить этому своевременно наших детей – одна из самых важных родительских задач!