Модели семейного воспитанияРассмотрим различные модели семейного воспитания детей, которые характерны для жителей столицы. Родители вправе выбирать и придерживаться какой-либо модели воспитании. Но при этом необходимо знать и помнить, какую роль в развитии ребенка может сыграть та или иная модель семейного воспитания.

Первая модель воспитания – «Отдадим ребенка профессионалам».

Как это выглядит.

Жизнь семьи зависит от специалистов, которые обеспечивают родителям поддержку, а часто – и подменяют их. Няни знают об особенностях развития детей лучше, чем родители.

Чем она может быть опасна?

Последствия данной модели воспитания очевидны – потеря родительской осведомленности о внешней и внутренней жизни ребенка, эмоционального контакта, который является основой взаимопонимания и управления ребенком в любом возрасте.

Как справляться с проблемами?

Любой посредник, который включается в жизнь семьи, должен находиться в сотрудничестве с родителями. Для этого нужно создать ясные формализованные условия всякого сотрудничества, с четкими определенными границами взаимодействия.

Вторая модель воспитания – «Он должен».

Как это выглядит.

Бесконечная гонка по репетиторам, клубам, секциям, курсам. В такой семье существует строгий распорядок и программа достижений, на несколько лет вперед. Любая заминка воспринимается как проблема, которая вызывает тревогу и растерянность родителей. У детей, как правило, отсутствуют бесполезное дуракаваляние, «пустая мечтательность», игра с «простыми» соседскими детьми. Связь родителей с ребенком настолько интенсивна, что теряется и исключается связь ребенка с ровесниками.

Чем это может быть опасно?

Очень часто это приводит к следующему результату: успехи, которые наращивались многолетними усилиями, разрушаются при первом жизненном кризисе ребенка. Это происходит в том случае, если успехи не нанизаны на основу принятия и базовой любви, если не сформирована способность воспринимать себя и окружающих реалистично.

Как справляться с проблемами?

Необходимо провести на разных уровнях специальную работу, по разведению воспитательных целей данной семьи.

Третья модель воспитания – «Духовное, и только... ".

Как это выглядит.

Семья, которая исповедует эту модель воспитания, видит свою задачу, в том, чтобы заложить прочный фундамент «подлинных смыслов и ценностей», довольно жестко контролируя качество при этом духовной пищи.

Чем она может быть опасна?

Проблема возникает тогда, когда принципы такой семьи жестко противопоставляются окружающим. В некотором смысле в семье начинается хаос. Именно поэтому очень часто возникают в детско-родительских отношениях разрывы.

Как справляться с проблемой?

Семья должна создать определенную воспитательную среду, кроме этого позволить ребенку заложить основу тому, что впоследствии станет его собственной жизненной задачей.

А для этого нужно наладить нормальный взаимообмен семьи с окружающим миром, чтобы дети смогли обрести способность выживать в среде «большого мира».

Четвертая модель воспитания – «Ему можно все».

Как это выглядит.

Родители в такой семье близко к сердцу приняли идею «не навреди». Ребенок для них – сама ценность. За любым проявлением ребенка видятся мощные творческие проявления. Любой каприз ребенка – это проявление характера и самобытности. Ради этого родители жертвуют не и собственным элементарным комфортом, а очень часто и здравым смыслом.

Чем может быть опасна эта модель воспитаня?

Данная модель с определенного возраста ребенка блокирует возможность решить немаловажную задачу, а именно подготовку ребенка к социальному существованию в будущем. Сложности очевидны – у таких детей низкая готовность к социальному взаимодействию, умению выживать и адаптироваться в конкурентных условиях.

Как справляться с проблемой такого семейного воспитания?

Родители должны получить не травмирующие и разумные средства управления ребенком. С помощью, которых, они бы правильно смогли контролировать поведение своего ребенка.

Пятая модель воспитания – «Патриархальная модель воспитания» (Ребенку нужна мать!... и иногда отец).

Основная особенность семьи – воспитанием ребенка занимается мать. Для этого типа воспитания характерно то, что муж не является равноправным его участником, а является авторитетом для ребенка и для жены.

Чем это опасно?

Неэффективной эта модель становится тогда, когда нарушается супружеская иерарихия, дисгармоничные отношения супругов и внутреннее неблагополучие матери.

Как справляться с проблемой?

В этом случае главное найти более комфортную семейную модель, которая бы отражала интересы обоих супругов и распределила функций. Необходимо усилить супружескую систему и преодолеть существующие коалиции ребенка с матерью, взамен должна возникнуть родительская полноценная система управления.

Шестая модель воспитания – «Бабушка – это все».

Как это выглядит.

Бабушке переданы все основные обязанности по уходу за ребенком. Она ребенка кормит, гуляет с ним, играет по мере своих сил, забирает его из школы, уроки проверяет, развозит по различным кружкам и занятиям. Ребенок может жить у бабушки всю неделю, а на выходных видеться с родителями. Иногда ребенка отправляют к бабушке на несколько лет, пока родители решают свои семейные трудности.

Чем это может быть опасно?

Конечно, контакт с бабушкой является ценным эмоциональным и развивающим опытом для детей. Но если бабушка чрезмерно включается в жизнь семьи, то это приводит к нарушению детско-родительской иерархии. Так как для бабушки нынешние родители – это просто дети. Так как нарушается нормальная иерархическая структура, поэтому периодические попытки родителей взять власть в свои руки бывают неудачны.

Как справляться с проблемами?

У решения данной проблемы существует социальный аспект. Психологическая работа предполагает восстановление родителями своей стратегической власти. Для этого необходимо, чтобы родители овладели навыками управления ребенком, которые у них отсутствуют, и поддерживали с ним эмоциональный контакт.