Формирование и развитие речи в дошкольном возрасте Для родителей одним из главных является вопрос „Когда же малыш заговорит? ". Формирование и развитие речи в дошкольном возрасте проявляется у малыша по нескольким причинам.
Многие мамы очень тревожатся по поводу того, правильно ли развивается малыш. На сегодняшний день очень много информации по данному вопросу. Эта информация может быть полезной и правдивой, а может совсем наоборот.

Разберемся в самых распространенных мнениях, которые бытуют в народе. Для этого сопоставим мнения с научными знаниями, и все станет ясно, правда это или миф о развитии речи малыша.

Первое мнение

Травма при родах неизбежно приведет к нарушению развития речи у ребенка.

Спрогнозировать формирование и развитие речи у ребенка нельзя. Вполне возможно, что родовая травма вообще не затронет развитие малыша. Родовую травму компенсировать помогут систематические занятия с двух лет по развитию речи, а также общеукрепляющие процедуры, а в некоторых случаях – лечение медикаментами.

Второе мнение

Мальчики позже начинают говорить, чем девочки.

Это связано с особенностями формирования речи у ребенка и его центральной системы, закладывающейся еще внутриутробно. У девочек вербальный интеллект развит лучше, чем у мальчиков. Но это совсем не значит, что мальчики отстают от девочек по развитию речи.

„Позже" - это не значит «плохо» или «никогда». Но об этой особенности стоит знать, потому что большинство логопедических диагнозов приходится именно на мальчиков. Если в два года у малыша с речевым развитием не все в порядке, необходимо уже в таком возрасте начинать проводить регулярные занятия, чтобы в будущем избежать в развитии речи серьезных задержек. У мальчиков нервная система более уязвима, с этим необходимо считаться, поэтому развитие речи у ребенка может длиться дольше.

Третье мнение

Лепет и звукоподражания - это полноценные слова.

Словом в логопедии считается звукокомплекс, который закреплен за конкретным явлением, человеком, предметом. К примеру, у годовалого малыша слог «мо» может означать «молоко» или «мокро». Если слово потребляется в конкретном значении, то значит это настоящее слово.

Четвертое мнение

В каждом возрасте дети должны говорить определенное количество слов.

Ребенок - не компьютер, он, прежде всего, индивидуальность, и нужно уважать особенности его развития. В логопедии есть лишь приблизительное количество слов. Многие, услышав про то, что ребенок в год должен говорить 10-20 слов, пугаются и не учитывают того, что слово – это и лепет, который относится к какому-либо предмету. Кроме того, нельзя лишь по количеству слов оценивать формирование и развитие речи малыша. Также нужно обратить внимание на любознательность, эмоциональность малыша, на объем понимания речи и т. п.

Пятое мнение

Одна девочка (мальчик) до 3 лет молчал, а затем заговорил целыми фразами.

Неизвестно, кто и когда это придумал, но от этого заблуждения вред огромный. Многие родители замечают, что у малыша с речью не все в порядке, тем не менее, тянут год за годом с посещением специалистов, тем самым развитию малыша наносят непоправимый ущерб. Существуют определенные законы речевого развития, которые гласят о том, что к двум годам у ребенка должна сформироваться речь фразовая, то есть предложения могут состоять из 2-х слов, пусть даже эти слова лепетные. Если к 2, 5 годам не произошло этого, самое время бить тревогу и сходить к логопеду на прием. Очень сомнительно, что ребенок с задержкой развития, без специальной помощи, неожиданно начал догонять в речевом развитии своих сверстников. Каждому малышу в 2 года полезно побывать у логопеда. Если вдруг выявится задержка в развитии и формировании речи у ребенка, тем раньше можно будет начать специальные занятия, и тем эффективнее будут эти занятия.

Шестое мнение

Можно навредить малышу, если слишком много с ним говорить.

Этот тезис, на первый взгляд, расходится с представлением о том, что с детьми постоянно и по многу нужно разговаривать. Но всего хорошо в меру. Случается так, что мама не прекращает говорить ни на одну минуту. От этого она сама устает, а что еще хуже, она этим наносит вред своему малышу. Деткам нужно приложить немало усилий, чтобы усвоить фразу, предложение. А когда поток предложений и фраз бесконечен, ребенок привыкает, «отключается» просто-напросто.

Для того, чтобы малыш слушал и слышал, что ему говорят, ему необходимо побыть в тишине, он должен позаниматься своими делами, самостоятельно поучиться какому-либо навыку. Человеку легче в тишине прислушаться к себе, к ощущениям, к желаниям, собраться с мыслями.

Для развития и формирования речи полезно устраивать для малыша «минутки тишины». А во время развивающих занятий говорить только самое необходимое. Больше показывайте и давайте малышу пробовать и ошибаться.

Седьмое мнение

К нарушению звукопроизношения может привезти укороченная подъязычная уздечка.

Уздечка имеет огромное значение при развитии речи у ребенка. С помощью уздечки мы можем произносить звуки — „ж", „ш", „л", „р", при их произношении язык поднимается к небу. Если у малыша уздечка укороченная, то малыш не может поднять язычок, облизывать верхнюю губу, а иногда даже язык изо рта высунуть. В этом случае подрезают уздечку, эту операцию делают детям в 1-2 месяца, или после 5 лет, когда установлена причина нарушенных звуков.

Восьмое мнение

К заиканию могут привести запинки в речи малыша.

Заикание и запинки, по проявлениям они очень похожи, но это разные речевые нарушения. Причинами запинок могут стать психологические проблемы, стресс, нестабильное эмоциональное состояние, напряженность малыша. Также они могут быть спровоцированы бурным темпом развития речи, когда у крохи речевые возможности не успевают за его мыслями. Заикание имеет неврологическую природу, и как правило, запинки имеют судорожный характер, так как в мышцах артикуляционного аппарата возникают спазмы). Исправление заикания и запинок абсолютно разное. При запинках рекомендуют создать спокойную обстановку, занятия с психологом, логопедом и психотерапевтом, а при заикании особую роль играют назначения невролога, также при заикании показаны занятия с логопедом-заикологом. Формирование речи в дошкольном возрасте играет огромную роль для дальнейшего психологического состояния малыша. И если на запинки в речи малыша не обращать внимания длительное время, то эти запинки могут перерасти в заикание, и это исправляется значительно дольше и сложнее.

Разобравшись в мифах по развитию речи, вам спокойнее будет беседовать в кабинете врача, с бабушками и подругами, желающими помочь.