Почему детей надо хвалитьОчень часто можно прочитать или услышать рекомендацию о том, что надо хвалить детей, как можно больше. И это, конечно же, очень верно. За последние десятилетия сильно смягчилось отношение к детям. К счастью, теперь привычно звучат советы поддерживать и одобрять, а не только «воспитывать» и ругать. Однако нет абсолютных правил, которые были бы верны для любой ситуации. В этом случае очень важны нюансы.

Наверное у всех родителей возникает вопрос: Какое значение похвала имеет для развития ребенка? или почему детей надо хвалить? В этой статье постараемся ответить на них.

Первая ситуация. Похвала как оценка.

Чаще всего родители без всяких напоминаний хвалят творческие проявления ребенка. Перед глазами, встает картинка – малыш прибегает к маме и говорит: «Мам, посмотри, на мой рисунок!» – «Молодец!». Здесь очень ценна позитивная реакция мамы. Но непременно ли это похвала? Когда речь идет о творческом, целостном проявлении ребенка есть риск такой похвалой разрушить именно спонтанность и целостность. Ведь для ребенка очень важна сама реакция родителей, и если он получает такое подкрепление, то в следующий раз он может стремиться к нему, но при этом ориентируясь на результат, а не на сам процесс. Взрослые, таким образом, формируют у ребенка зависимость от чужого мнения. Но ведь нельзя без внимания оставить творческий порыв ребенка. И внимание здесь является ключевым словом. Именно за ним, ребенок приходит к маме, а не за быстрым взглядом мамы и ее торопливым «Ну молодец». Поэтому возьмите рисунок ребенка в руки (аппликацию, самолетик, слепленную фигурку…), рассмотрите внимательно, описывая рисунок, прокомментируйте то, что вы видите, кроме этого можно добавить и свои впечатления: «Какой красивый домик ты нарисовал: с трубой и с окошками, вокруг него деревья, желтая дорога ведет к нему, а на окнах розовые занавески и даже цветы в горшке. У тебя получилась, такая солнечная картинка, что мне так хочется оказаться там!».

Вторая ситуация. Похвала детей, как выражение чувств.

Бывает, что родители хвалят детей просто потому, что они в хорошем настроении. Они радуются словам и тем поступкам ребенка, на которые бы в другое время не обратили даже внимания. К примеру, приходя домой с работы, мама видит, что ребенок на полу играет с конструктором. Она вполне может выразить удовлетворение и свою радость словами: «Ты умница моя!». А в другой раз, когда домой возвращаясь уставшая, она может отреагировать на точно такую же ситуацию негативно: «Опять ты все игрушки по дому разбросал! Не пройдешь нигде». Ребенок дезориентирован – за одни и те же поступки его и ругают и хвалят. Поэтому, если слова, которые, продиктованы положительными чувствами и обращены именно к ребенку, то лучше всего выражать эти чувства. К примеру, сказать ребенку: «Я так соскучилась! Как я тебя рада видеть!». К вашим негативным эмоциям можно отнести тоже самое. Естественно их, лучше не бросать в раздраженном состоянии: «У тебя постоянно бардак», а сказать, например: «Я так сегодня устала. Мне неприятно, когда твои игрушки по полу разбросаны. Убери их пожалуйста».

Третья ситуация. Похвала – способ воспитания.

Если родители хотят изменить поведение своего ребенка, то тут нет лучшего способа, чем похвала. Давно уже отмечено, что в 4 раза эффективнее позитивное подкрепление, по сравнению с негативным. То есть вместо того, чтобы ругать ребенка 4 раза за его неправильное поведение, лучше похвалить один раз, когда он сделал все как надо. Кроме этого, если сильно часто делать ребенку замечания, то он перестает реагировать на них. Поэтому хвалите чаще своих детей. Это особенно полезно, если ваш ребенок тревожен, негативен и упрям или неуверен в себе.

Как же хвалить?

Первое. В похвале должно быть подробное и ясное описание желаемого поведения ребенка. К примеру, если ребенок за уроки садится с трудом, позитивное исключение родители могут отметить словами: «Ты такой молодец! Сегодня ты сам без напоминаний после обеда сразу сел за уроки. Как приятно видеть, что ты относишься к своим занятиям ответственно!».

Второе. Очень важно иногда отметить положительные изменения, пусть даже они минимальные. А иногда даже можно поддержать авансом, одобрять при этом само стремление ребенка измениться. К примеру, можно сказать: «Молодец, сегодня ты сел за уроки раньше, чем вчера» или «Я вижу, что ты очень старался пораньше начать делать домашнее задание. И я уверена, что завтра это у тебя точно получится».

Третье. «Косвенная похвала» бывает очень эффективной, когда обращаются не к самому ребенку, а кому-то рассказывают, например, бабушке, отцу, подруге о его достижениях и успехах.

Всем приятно, когда поддерживают, хвалят, им рады. Ребенок, который вырастает с ощущением, что у него все прекрасно получается, что он молодец, чувствует себя лучше и лучше справляется с разными задачами. Поэтому не жалейте одобрения и внимания для любимых и самых близких людей.