Третий месяц жизни ребенкаТретий месяц жизни ребенка характеризуется быстрым физическим и нервно-психическим развитием. Буквально каждый новый день вас ожидает множество приятных «новостей». Во-первых, начинает быстро меняться поведение малыша, становится все более осознанным. Его реакции на слуховые, зрительные и осязательные ощущения уже не диктуются только лишь инстинктами.

Во время бодрствования младенец активен большую часть времени и проявляет заметный интерес к внешнему миру. Он очень внимательно слушает звуки и обследует комнату, ища новые зрительные образы. При виде нового объекта малыш проявляет радость и старается задержать на нем взгляд. Он с особенным удовольствием разглядывает собственные ручки и учится держать их в поле своего зрения.

В вашем разговоре кроха уже является не просто собеседником. Он уже знает, как можно сообщить о том, что ему нужно сделать паузу. Замечается и другое важное изменение в жизни ребенка – он чаще улыбается. Его радуют теперь не только знакомые лица, но и интересные предметы и звуки. Все это вызывает у него улыбку.

Навыки взаимодействия

Третий месяц – время активного стремления к общению. Ребенок экспериментирует со звуками, стараясь произносить их отдельно или сочетать друг с другом. Увлеченный таким занятием, кроха будет подолгу лежать в кроватке, с удовольствием вслушиваясь в звуки, которые произносит. Его только обрадует подключение к этой игре родителей.

Взрослые начинают подражать звукам малыша, а тот в ответ начинает «гулить». Так между ними возникает своеобразная «беседа». Родители обычно любят повторять мимику своего малыша. Когда он открывает ротик, мама делает то же самое. Если он прищуривается, мама прищуривается тоже. Такое общение очень помогает ребенку – так он лучше узнает себя. Теперь от взрослых ему требуется не только еда и комфорт. Это все уже не заменит разговоров, смеха, прикосновения, пения мамы. Ребенок нуждается в общении. Ему необходимо, чтобы на его действия реагировали, чтобы с ним играли. Родители, у которых достаточно времени для игр, разговоров и занятий с малышом, способствуют развитию его социальных навыков.

Навыки ребенка в три месяца

На третьем месяце малыш начинает «открывать» для себя свои ручки. Он уже может сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивать внимание на движениях руки. Если кроха случайно обхватит одну кисть другой, он станет с интересом их рассматривать. Это так характерно для детей данного возраста, что, по мнению педиатров, если малыш к третьему месяцу так и не заинтересовался движением своих рук, это повод обратиться к врачу.

Этот месяц жизни отличается развитием умения захватывать и удерживать игрушки. По тому, как энергично малыш трясет игрушкой, пытаясь поднести ее ко рту, видно, как сильно она его заинтересовала. Пока малыш, однако, воспринимает её продолжением собственной руки. Если игрушка из рук выпадает, ребенок не выказывает беспокойства.

Очень заметны изменения, связанные с сосанием. Как только вы прикладываете малыша к груди, он сначала крутит головой, ища сосок, а затем хватает его губами и начинает сосать. Сосательный рефлекс может проявляться у малыша даже между кормлениями. Он будет сосать все, что попадает к нему в рот – собственную ручку, мамин палец, уголок пеленки. Но теперь он отлично чувствует разницу между простыми сосательными движениями и теми, которые утоляют голод.

Вместе с развитием способности двигать руками и сосать, ребенок значительно лучше контролирует движения головы. К концу третьего месяца ребенок уже может хорошо держать голову, даже может немного ворочать ею вправо и влево.

Малыш умеет переворачиваться с боку на бок. У некоторых детей, лежа на животе, появляются попытки ползать. Во время игры ребенок может руки поднимать над головой.

Занятия с ребенком трех месяцев

Смастерите из бумажной тарелки двустороннюю куклу: нарисуйте на одной стороне веселую рожицу, на другой – грустную. Подержите ее перед глазами ребенка сначала одной стороной, потом другой. Пусть он увидит и веселое, и грустное лицо. Вы увидите, что ребенку понравится смотреть на такую игрушку, и скоро он даже начнет с ней разговаривать. К такой кукле интерес сохранится надолго, так как рожицы будут все время сменять одна другую.

Знакомьте малыша с картинками. Показывая их, четко называйте изображенный предмет. Картинки с животными сопровождайте звуками, которые они издают. На стене возле детской кроватки развесьте картинки или рисунки, меняя их время от времени.

Чтобы развить тактильные ощущения, вкладывайте малышу в ручки различные виды ткани. Это могут быть лоскутки мешковины, бархата, шелка или вельвета. Кусочки разных тканей можно скрепить обычной деревянной прищепкой для белья. Эта игрушка будет развивать хватательные навыки ребенка.

Чтобы развивать зрение, сделайте крохе несколько цветных манжет или накупите ярких детских носочков. Попеременно надевайте носок или манжетку на ручки младенца (по одной или на обе сразу). В ходе движения ручками перед глазами, кроха постепенно научится ими управлять так, чтобы они все время были в его поле зрения.

Попробуйте повторять звуки, которые произносит ваш малыш. Прислушайтесь, как он делает это, и повторите. В ходе такого «разговора» старайтесь не отводить глаз от малыша – зрительный контакт очень важен. Пойте, читайте книжки ребенку. Выучите простые стишки, и с помощью знакомой мелодии напевайте их во время купания, кормления или упражнений.

Физическое развитие детей трех месяцев

Во время бодрствования младенца убедитесь в том, что он одет удобно и легко: чем меньше будет одежды, тем лучше. Не стоит забывать, что малыш более активен, когда чувствует прохладу. Очень важны для физического развития малыша упражнения, укрепляющие ножки.

Положите ребенка на спинку и возьмите его ступни в руки. Начинайте осторожно двигать ножками малыша, выполняя движения велосипедиста. Вы почувствуете через некоторое время, что ребенок сам начинает подталкивать ваши руки! Чтобы младенцу было веселее, напевайте песенку при этом. В конце упражнения, поддерживая ребенка за ножки, слегка поднимите его нижнюю часть туловища.

Над детской кроваткой прикрепите несколько игрушек, чтобы малыш мог трогать их ножками. Можно повесить их на разной высоте. Выбирайте предметы разной формы, из разного материала. Например, возьмите большой пушистый помпончик и звонкий колокольчик. Ребенок, благодаря им, узнает, что бывают мягкие и твердые предметы, громкие и тихие звуки. Положите малыша на спинку в кроватку так, чтобы он мог дотягиваться ножками до игрушек, и пусть так тренируется.