Лечебная физкультура при мениске

Одно из самых частых видов повреждений опорно-двигательного аппарата – это проблемы с мениском коленного сустава. Терапия таких повреждений может проводиться как оперативным, так и консервативным путем. Однако и в том, и в другом случае важной составляющей эффективного лечения является лечебная физкультура при повреждениях мениска.

В нее входят следующие упражнения:

Активные упражнения на коленный сустав с ассистеницией, т.е. пациент помогает движениям одной ноги при помощи второй. Обычно при этом он сидит так, чтобы ноги не касались пола. Здоровая нога поддерживает больную, сгибает и распрямляет ее. Амплитуда таких раскачиваний должна быть по возможности как можно больше. Сгибать ногу надо как можно медленней, противодействуя силе тяжести и аккуратно подстраховывая движение здоровой ногой.

Степ-упражнения, сопровождаемые визуальным контролем. Сначала используется низкий степ, высотой не более десяти сантиметров. Больной стоит на степе в исходной позиции. Потом он медленно шагает вперед здоровой ногой, то есть вес тела весь приходится на больную ногу, что поможет больному тренировать баланс. Перед пациентом ставится зеркало – для контроля за движением тела, за его расположением, чтобы при шаге со степа пациент не заваливался на ту сторону, где располагается больная нога. Потом пациент возвращается на исходное положение и повторяет упражнение заново. Постепенно, по мере освоения упражнения, высота степа увеличивается.

Активное сгибание с максимальной амплитудой в коленном суставе с ассистеницией. Ассистенция в данном случае означает, что пациент при выполнении упражнения помогает сгибающейся поврежденной ноге при помощи здоровой, а самому сгибанию – при помощи всей массы тела. При этом упражнении больной становится здоровой ногой на пол, а поврежденную ставит на возвышение высотой до сорока сантиметров. После этого он наклоняется вперед, так чтобы больная нога была максимально согнута в колене. После достижения такого положения ноги пациент должен оставаться в нем около десяти секунд, а потом он возвращается в исходное положение и повторяет упражнение заново.

Выполнение прыжков на одной ноге. На полу рисуют длинную прямую линию, вдоль которой пациент должен совершать как можно более длинные прыжки на одной ноге, стараясь каждый раз попадать на разные стороны линии. Данный вид упражнений тренирует силу мышц бедер, чувство баланса и улучшает координацию движений. Одновременно данное упражнение служит и своеобразным тестом – по тому, насколько далеко пациент прыгает, можно судить насколько успешно протекает реабилитационная программа.

Плиометрические прыжки на возвышение. Вначале ставится степ высотой десять сантиметров. Пациент становится перед ним (исходная позиция), после чего совершает прыжок обеими ногами, запрыгивая на степ. При этом он должен стараться сделать прыжок мягким, а приземлиться так, чтобы нагрузка пришлась на обе ноги. Постепенно высота степа увеличивается, по мере реабилитации больного.

Боковые плиометрические прыжки. В данном упражнении, как и в предыдущем, сначала устанавливается степ. Пациент становится сбоку от него (исходная позиция). Потом он боком вспрыгивает на степ, и продолжая движение, спрыгивает с другой стороны, стараясь прыгать мягко, распределяя свой вес на обе ноги равномерно. Высота степа увеличивается по мере реабилитации пациента.

Подводная ходьба по беговой дорожке. Если послеоперационная рана полностью закрылась и нет вероятности занести инфекцию, то возможно назначение ходьбы по подводной беговой дорожке. Данное упражнение хорошо тем, что оно помогает восстанавливать нормальную походу при уменьшенном (за счет погружения под воду) весе тела. При прогулках по подводной беговой дорожке, если тело погружено в воду по шею, осевая нагрузка на поврежденную конечность уменьшается более чем на половину (60-80%), а если тело погружено только до уровня пояса – то на 30-40%.

Следует помнить, что самостоятельно проводить реабилитацию чревато ухудшением состояния ноги. Лечебная физкультура должна выполняться только после консультации с лечащим специалистом.