Наркомания, вызванная «первитином»Среди больных наркоманией в последнее время часто встречаются такие, которые употребляют разные самодельные суррогаты и смеси. К числу суррогатов также относятся вещества, которые можно получить из эфедрина. Больше употребляется эфедрон и другой препарат, приготовленный в кустарных условиях, так называемый первитин.


Первитин является гидрохлоридом метамфетамина. Действие данного препарата напоминает действие адреналина. Низкая стоимость и общедоступность данного препарата сделали его одним из самых смертоносных и массовых наркотиков.

Тысячи жизни уносят каждый день это зелье, при этом существует мнение, что от одного приема наркоманом не станешь, и что винт это не наркотик. Это далеко неправда! Чаще всего именно этот препарат становится началом наркомании. Он вызывает зависимость, и всего за пару лет талантливого и здорового человека превращает в опасного сумасшедшего.

Первитин продавался в Германии еще в 30-х годах без рецепта. Его обычно использовали для лечения психических рас­стройств и внутренних болезней, однако он часто развивал привыкание. Около сорока лет назад данный препарат рекомендовали в России в качестве стимулятора нервной системы для умственных и физических переутомлений и в депрессивных состояниях. Но он был снят с производства в 1972 году.

Что ощущает наркоман после приема?

Чаще всего употребление первитина происходит уже после длительного приема других наркотиков. Более выраженная эйфория наблюдается при первых введениях препарата. Эйфория состоит из двух фаз. Первая фаза длится в среднем около двух часов, а вторая до шести часов. В первой фазе резко повышается настроение и явления, которая квалифицируется как обычная дереализация и деперсонализация с элементами ониризма. Они могут проявляться как ощущение невесомости, полета, обострение зрительных восприятий, ощущение разных запахов. Больные расслаблены, отрываются от реальности и растворяются вовне. В случае эфедроновой эйфории такой степени выраженности не достигается.

Вторая фаза проявляется речевой и двигательной активностью, ускоряется процесс мышления, больных будто изнутри распирает неизвестная сила. У них выявляется способность руководить другими людьми, они стремятся к разным видам творческой деятельности, начинают писать стихи, могут попытаться рисовать, музицируют, при этом им кажется, что краски более насыщенные, а звуки имеют волшебные оттенки.

У больного с острой интоксикацией наблюдается артериальная гипертония. Когда интоксикация проходит, наступает состояние вялости, слабости, а также понижается настроение. Здесь мы имеем дело с быстрым формированием психической зависимости – уже после первого приема наркоман хочет повторить снова.

Как они его принимают?

У приема первитина отмечается цикличность. В среднем цикл составляет 3–4 дня и перерыв 2–3 дня. По сравнению с эфедроном, первитин применяется в маленьких дозах, после чего прием плавно увеличивают от 1 до 9 мл. Максимальная доза 15 мл. Характер эйфории меняется в течение цикла. Иногда случается так, что в конце периода наркотизации может появляться отвращение к препарату.

После четырех недель постоянного введения данного препарата проявляется абстинент­ный синдром. Синдром начнет развиваться по истечении восьми часов после последнего употребления препарата. Что касается эфедрона, то такой синдром может появиться через четыре месяца.

Наступило абстиненция

Когда наступает абстиненция, больной становится слабым, разбитым, у него подавленное настроение, он тоскует, у него появляются мысли о суициде. После ко этому всему присоединяются апатия, чувство «пустоты» и отрешенность. Больные первое время спят, из постели встают только для физиологических от­правлений и приема пищи. Поле этого они жалуются на бессонницу, мучительную неусидчивость и чувство тяжести. Часто отмечаются головокружение, головные боли, судороги икроножных мышц и мышц лица, речевые нарушения, легкий насморк, покалывание в пояснице, онемение, ноющие боли в руках и ногах, в крупных суставах появляется ощущение покручивания. Помимо этого у некоторых больных появляются боли в области почек и сердца, лицо отекает, особенно веки. У больных бледная кожа, часто с землистым оттенком, синяки под глазами, трофические нарушения в зоне стоп и голени, акроцианоз, ломкость ногтей.

При приеме больших доз препарата на фоне долгой бессонницы могут появиться психотические состояния, которые характеризуются бредом отношения, немотивирован­ным страхом, преследованием, растерянностью, дезориентацией во времени и месте, иногда даже слуховыми галлюцинациями. Эти психозы по структуре не отличаются от эфедроновых, разница только в частоте.

У первитиновых наркоманов быстро растут изменения личности с морально-этическим снижением, психопатоподобными рас­стройствами, падение трудоспособ­ности, эмоциональным огрублением. У больных, которые болеют больше двух лет, наблюдаются снижение памяти, уменьшается круг интересов, нарушается концентрация внимания, появляется агрессивность и безразличие к близким.

Обследование наркоманов с абсти­нентным синдромом выявило неврологическую симптоматику. В нескольких случаях были констатированы дизартрия и наруше­ние функциональности языкоглоточного нерва. А также проявлялись нарушения мышечного тонуса, реже мышечная гипертония смешенного типа и не столь редко диффузная мышечная гипотония. Периостальные и сухожильные рефлексы чаще всего снижены, редко определялась их диссоциация и повышение. Одинаково часто наблюдалось снижение и оживление брючных рефлексов. В некоторых случаях выявлялись нарушения координации. У всех больных имеются вегетативные нарушения в виде акроцианоза, акрогипергидроза.

Таким образом, для первитивной наркомании свойственна стойкая и выраженная неврологическая симптоматика, которая свидетельствует о поражении разных отделов периферической, вегетативной и центральной нервной системы. Такая симптоматика формируется уже на втором месяце введения препарата. Она отличается по характеру от неврологических изменений, которые развиваются при введении эфедронсодержащего нарко­тического средства. В нашем случае имеются грубые провалы периферической нервной системы. Редко проявляется синдром рассеянного энцеаломиелита. Синдрома паркинсонизма не наблюдается.

«Первитиновая» наркомания это самостоятельная форма наркотической зависимости, так как она отличается от эфедроновой нарко­мании быстротой формирования физической и психической зависимости, характером эйфории, особенностью абстинентного синдрома, неврологической симптоматикой разных периодов заболевания. «Первитиновую» наркоманию можно считать одной из самых тяжелых форм наркомании. Это доказывается высокой наркогенностью, быстротой формирования основных симптомов болезни, тяжелыми медицинскими и социальными последствиями.

Лечение 

Собственными силами в домашних условиях избавиться от этого демона невозможно. Для того чтобы вернуть больного к нормальной жизни и для того, чтобы он обратно стал членом общества, необходима помощь специалистов: наркопсихотерапия, детоксикация и длительная реабилитация. А самое главное - это искреннее желание больного вернуть человеческий облик.