Особенности когнитивных процессов у детей

Структурная основа возрастной динамики когнитивных процессов заключается в изменениях цито- и фиброархитектоники ассоциативных и проекционных отделов неокортекса. Важную часть развития составляет дифференциация в этой области типов нервных клеток, рост их связей и усложнение приобретенных нейронных ансамблей. Структурная и функциональная организация детской воспринимающей системы формируется на протяжении длительного времени, вплоть до юношеского возраста.

Когнитивные процессы у детей до 6-ти лет

Реакция новорожденного на световой раздражитель очень локальна. Сразу после появления на свет зрительную функцию обеспечивает только одна проекционная кора. Межцентральных связей в этот период не наблюдается. Но уже 2-3-м месяце жизни у малыша происходит усложнение когнитивных процессов. Специфические компоненты зрительных ответов регистрируются за пределами проекционной зоны, то есть в 2-3-месячном возрасте у детей начинают складываться основы зрительного восприятия. С появлением четкой системной организации связан переход зрительного восприятия в интеллектуальное познавательное развитие.

С 6-го месяца жизни в событийно объединенных потенциалах появляются составляющие, свидетельствующие о подключении к познавательной деятельности височных и лобных областей. В первые 3-4 года жизни работа корковых областей в процессе восприятия ребенка невелика. Но специализация начинает очень быстро нарастать, достигая пика своей выраженности к 6 годам.

Когнитивные изменения у младших школьников

Развитие коры большого мозга у детей 6-7 лет определяется качественными когнитивными изменениями. По мере развития сенсорных процессов у младших школьников отмечается переход от изначального параметра новизны как основной единицы внимания к более сложному этапу. У ребенка начинается формирование на основе оценки различных признаков выбора значимого в каждой конкретной ситуации. Эмоциональный тип активации подкорки обеспечивал готовность в начале школьного возраста. В конце данного этапа развития он заменяется активацией, основанной на оценке информационных характеристик внешних стимулов. У ребенка 6-7 лет качественно меняются нейрофизиологические механизмы организации произвольного внимания. Это происходит благодаря развитию системы управляемой активации, формированию функционального развития нервных центров в ходе деятельности.

Умственная деятельность 7-8-летнего ребенка реализуется за счет генерализованных, неизбирательных активационных процессов. Поэтому их регуляторная роль определяет когнитивную деятельность и выражается слабо. Проявляется это в отсутствии регионально-специфической активационной асимметрии, зависимой от типа когнитивных заданий. О несформированности активационных паттернов у детей свидетельствует отсутствие закономерных различий между праворукими и леворукими – группами, обладающими разное по сути латерализацией функций.

Когнитивные процессы у детей 9-12 лет и подростков

Регуляторные активационные механизмы отличаются возросшей реактивностью и устойчивой функциональной асимметрией. Последняя имеет регионально-специфический характер и формируются именно в 9-10-летнем возрасте. Начинают появляться различия когнитивно-активационной асимметрии у левшей и праворуких. Растет уровень синхронизации мозговой биоэлектрической активности, начинается функциональная сонастройка корковых областей, специфических по отношению к разным типам деятельности.

Несмотря на усложнение системы сенсорной анализации стимула в 9-12 лет, механизмы его классификации и категоризации продолжают быть незрелыми. Проведенные анализы показали, что такая незрелость обусловлена особенностями работы левой лобной области. У 10-12-летнего ребенка в классификацию элементов изображения, составляющую его опознание, вовлекаются кроме лобных областей также задние ассоциативные зоны.

На подростковом этапе развития идет перестройка функционирования ЦНС. Отмечается усиление активации коры мозга и понижение роли механизмов регуляции локальной активации при осуществлении системной деятельности. В 14-17 лет продолжают углубляться межполушарные активационные различия. Однако функциональная специализация составляющих α-диапазона (присущая взрослым), формируется лишь к юношескому возрасту.