Вызывающее оппозиционное расстройствоВызывающее оппозиционное расстройство – это поведенческая реакция на авторитарные действия и фразы, любого человека, обладающего властью и возможностью управлять ребенком. Подобную поведенческую реакцию могут вызывать те люди, которые имеют конкретное влияние и ребенок эту силу признает, но всячески ей противится.


Поведение ребенка при наличии оппозиционного расстройства

Это не ярко выраженная агрессия или паника, скорее это тихий протест, полный отказ выполнять требуемое, нежелание повиноваться, ярко выраженное стремление к автономии и независимости.

Наибольшие трудности возникают в ситуациях, когда ребенку необходимо прилагать постоянные усилия «потому что так надо», без наличия собственной внутренней мотивации.

Данный вид расстройства нервно-психической деятельности ребенка служит наиболее частым поводом для обращения к детскому психиатру. Заболевание чаще встречается у мальчиков.

Поставить данный диагноз можно в три года, а задатки могут проявляться и в возрасте 1-2 года, но четко расстройство выявляется в начальной школе. Около 5% ребят страдают данным заболеванием. Оппозиционное расстройство проявляется в возрасте до 9 лет. Далее, при игнорировании проблемы родителями, заболевание может трансформироваться в более тяжелые асоциальные и агрессивные формы поведения.

Каковы симптомы заболевания, как выявить заболевание?

Консультация психолога не будет лишней, если возникают следующие ситуации:

  1. Часто нарушаются установленные правила, не выполняются просьбы взрослых.
  2. Ребенок часто выходит из себя, раздражается, с ним происходят нервные срывы и истерики.
  3. Больному свойственны неряшливость, неорганизованность и забывчивость. Причем любое упоминание об этом выводит его из себя.
  4. Наблюдается провокация, намеренное раздражение других людей, с целью вывести их из равновесия.
  5. При данном заболевании свойственно винить в своих промахах и ошибках посторонних, никогда не признавать вины за собою.
  6. Ребенок часто замыкается, у него нет друзей, он сердится на окружающих, подолгу обижается.
  7. Личности с таким типом расстройства свойственна мстительность и злопамятность.
  8. Иногда поведение оппозиционного характера чередуются с чрезмерным послушанием и покладистостью.
  9. Низкая успеваемость, связанная с невнимательностью, а не со снижением умственной активности.

Следует заметить, что данные симптомы предполагают наличие расстройства только в случае, если отклонения наблюдаются чаще, чем у большинства других детей того же возраста, проживающих в подобных материально-бытовых условиях и социуме.

Подобные нарушения поведения провоцируют проблемы в процессе адаптации к новому коллективу, в общении со сверстниками, в процессе обучения новым материалам и навыкам.

Диагноз ставится при исключении других расстройств, таких как депрессия, аффективные, кондуктивные и диссоциальные расстройства.

Роль семьи в возникновении заболевания

Доподлинные причины вызывающие данное расстройство у детей неизвестны. Однако в ходе наблюдений было выяснено, что наиболее часто расстройство возникает у детей, в семьях которых межличностные конфликты решаются на повышенных тонах, наблюдаются манипулирование и эмоциональное давление между партнерами, агрессивное поведение.

Если в семье ребенок не воспринимается как личность, его мнение не принимается в расчет, всячески подавляется, то происходит реакция в виде поведенческих отклонений в виде различных расстройств.

При сильно выраженной природной склонности к самоутверждению у ребенка и эмоциональной незрелости взрослого риск возникновения расстройства довольно велик.

Оппозиционное расстройство возникает при низкой самооценке и чувстве собственной несостоятельности.

Таким образом, становится понятно, что во многом вина лежит на плечах взрослых. Данный вид расстройства имеет некую наследственную закономерность, которая накладывается на личностные черты.

Лечение

Для того чтобы назначить адекватное лечение, нужно пройти тщательное обследование у психолога, психиатра и терапевта. Очень важно, чтобы специалисты имели опыт лечения детей с подобными отклонениями, только в этом случае лечение будет максимально результативным.

Иногда при лечении используются фармацевтические препараты, но это решение принимает исключительно врач.

Основа лечения – грамотная коррекция поведения. Консультацию получают не только дети, но и остальные члены семьи.

Результативно поощрение положительного поведения, поддержка в решение сложных задач, стимулирование самостоятельного принятия решений. Одновременно строжайшая корректировка агрессии и других отрицательных форм поведение. Ребенок должен знать, что это чревато наказанием. В наказании не должно присутствовать жестокости или унижения.

Самый лучший вариант – за грубое нарушение правил лишать ребенка того, что он любит, подчеркивая, что иного выхода нет и по-другому быть не может. Таким образом, в психике маленького человека закрепляется закономерность, что все негативное влечет за собой негатив, а положительное – позитивные реакции и поощрение.

Это трудоемкая строгая работа, начав которую, отступать нельзя.

По мере взросления некоторые признаки заболевания исчезают, но основные поведенческие черты сохраняются. Агрессивный ребенок, скорее всего, сохранит склонность к агрессии во взрослой жизни.

Коррекционная работа родителей

Не всегда оппозиционное расстройство выражено настолько сильно, что родители решаются обратиться за помощью к специалисту. Следует помнить, что ключ к выздоровлению и нормализации поведения ребенка лежит в понимании проблемы родителями и полном содействии с врачом в решении проблемы. Родители и взрослые домочадцы должны слажено откорректировать собственное поведение, чтобы исправить допущенные ошибки.

С чего именно им стоит начать?

  1. Научится отмечать даже маленькие достижение ребенка, хвалить его за уступки, положительные реакции и понимание. Это не лесть, это способ показать ребенку, что быть хорошим – приятно.
  2. Ни в коем случае не срываться, не кричать и не оказывать давление – такие перепады только усугубят ситуацию. При ощущении, потери контроля над собой, следует взять паузу, отложить разговор на некоторое время.
  3. Не стоит обрушивать все требования сразу, лучше начать с малого и настойчиво продвигаться к цели. Конфликты неизбежны, но проблему можно решить.
  4. Правила и запреты должны быть адекватны и соответствовать возрасту ребенка. Границы послушания должны быть выполнимыми и не завышенными.
  5. Все родственники обязаны придерживаться одних и тех же правил, действовать нужно слажено и организовано. Педагоги и воспитатели должны быть в курсе ситуации и оказывать посильную поддержку.

Важно

Следует помнить, что коррекция поведения ребенка с оппозиционным расстройством - задача не простая. Родителям нельзя зацикливаться только на этом, иначе не избежать нервного истощения. Для восстановления нормального поведения и психо-эмоционального состояния ребенка в семье понадобится много сил. Поэтому необходимо периодически отдыхать от ребенка, расслабляться, получать положительные эмоции, подпитываться любимыми занятиями и физической активностью.