Когнитивное лечение депрессии

Каждый год примерно у пятнадцати процентов людей, возраст которых колеблется от 18-и до 74-х лет, можно наблюдать снижение настроения, нежелание общаться, нарушение сна, апатия и тревога. С депрессией можно связать 75% из всех обращений в психиатрические и психотерапевтические медицинские учреждения.

Есть два способа лечения депрессии, которые зарекомендовали себя – это терапия медикаментозная и психотерапия. Больший эффект можно получить при сочетании данных методов. Применяя только лекарственные вещества, как говорят контролируемые исследования депрессионной фармакотерапии, можно добиться выраженного улучшения лишь только в 60 процентах случаев. А остальные 40 процентов пациентов с депрессией должны использовать разные психотерапевтические методы?

Чтобы достигнуть именно выраженных улучшений, необходимо длительно принимать антидепрессанты и в очень высоких дозировках. Хоть и существует относительная безопасность в современных препаратах, хочется сократить их прием по длительности и по дозам до минимума и этим свести до минимального побочные действия – это касается сонливости, вялости, поражения почек и желудка, да и многого другого.

Оптимальный вариант для лечения депрессий – это сочетать прием антидепрессантов и прохождение курса психотерапии (когнитивная психотерапия). В таком случае состояние улучшается очень ощутимо, а главным является получение стойкого эффекта от лечения, так как благодаря проведению психотерапии, человек получит в руки мощнейшее оружие, т.е. на сеансах психотерапии его обучат контролировать собственные негативные эмоции, распознавать приближения депрессии, приему необходимых мер и даже предотвращению возврата заболевания. Как говорят данные достоверных источников, в этих случаях процент стойкости излечения достигает почти 99 процентов.

Лучше всяких других методов депрессию, тревоги, фобии, панические атаки лечить когнитивной психотерапией. В когнитивном подходе, вернее сказать, в его основе, лежит такое утверждение – поведение и эмоции человека можно определить его оценкой мира. Надо понимать, что у человека в глубине подсознания есть такое убеждение – мир очень недружелюбен, а значит и его поведение будет соответствующим. А как иначе может ощущать себя человек, зная заранее, что к нему настроены враждебно?

Однако не все признают у себя такие убеждения. А ведь именно это либо подобное этому развивает тревогу и депрессию. Выявить эти базовые установки и сделать их коррекцию, выработать новый способ мышления – это задача, успешно решаемая психотерапевтом и пациентом на совместных сеансах.

Первые сеансы направлены на объяснение взаимосвязи мыслей пациента, его эмоций и поведения, основываясь на примерах его личного опыта. Затем учат распознаванию, отслеживанию и фиксации его негативных мыслей с помощью специального дневника, куда записываются автоматические мысли. Потом, вместе с терапевтом, записывают эти мысли, анализируют их и выявляют иррациональные, т.е. нелогичные и неправильные. Специалисты–техники работают с мыслями автоматического характера и выявляют базу убеждений – в статье приведен пример базового убеждения – недружелюбие мира. На следующем этапе делают коррекцию убеждений, являющихся иррациональными и в то же время базовыми. Вырабатывают новое, адекватное и реалистическое мышление.

Во время этой работы вся ответственность за это состояние поэтапно передается самому пациенту. Перейдя к окончанию терапии, пациент уже играет роль самого психотерапевта, но уже по отношению к себе самому. Он самостоятельно подвергает сомнению свои прогнозы и выводы, самостоятельно проводит их коррекцию, и уже достаточно умело.

Когнитивная терапия, вернее, курс, обычно включает в себя от 15 до 25 сессий с двумя перерывами в неделю (на начальном этапе). Один раз проводят отдых на последующих сессиях. На последнем этапе встречи могут проходить один раз в пол месяца. Закончив курс, пациент проходит бустерную терапию, т.е. посещает психотерапевта только когда это необходимо – три, иногда четыре раза в году, чтобы отследить состояние и получить дальнейшие уточнения и домашние задания.