Методы диагностики личности

Основными методами диагностики личности являются личностные опросники. Это целый класс психодиагностических методик, которые предназначены для определения выраженности у человека определенных личностных особенностей. Опросники могут быть в виде анкет или тестов, составленных согласно тематике. Это самые широко используемые методы измерения личностных качеств, обладающие всеми атрибутами эффективных тестов: дискриминативностью, надежностью и стандартизованностью.

Каждая из методик представляет собой стандартизованную анкету. Она состоит из набора предложений, со смыслом которых испытуемый может согласиться либо выразить свое несогласие. Вопросы построены так, чтобы в ходе ответа на них испытуемый сообщал о своих типичных формах поведения в разных ситуациях, о своем самочувствии, оценивал себя с различных позиций, раскрывал особенности своих взаимоотношений с окружающим миром.

Личностные опросники

Их всегда создают на базе одной или сразу нескольких шкал установок. Вопросы группируют так, чтобы ответы позволяли оценить отдельное свойство или состояние человека. Эти сгруппированные вопросы (шкалы) различаются по наименованию интересующего свойства личности (шкалы лидерства, тревожности, агрессивности и т.д.). Данные, полученные после опроса, переводятся при помощи специальных статистических процедур в баллы, изображаемые обычно в виде графика.

Сегодня существует огромное число опросников различных типов - в зависимости от конкретной теории личности. Одни комплексные – предназначенные для одновременной оценки нескольких сторон личности, другие же направлены на изучение лишь отдельных свойств характера. Во многих опросниках выявление черт личности основано на различных техниках факторного анализа. Основной недостаток таких опросников в том, что испытуемые иногда могут отвечать, учитывая требования ситуации опроса. Так человек вольно или невольно может искажать сообщаемые о себе сведения.

Проективные методики

Это особый тестовый материал, применяемый для исследования в целом личности или только ее отдельных сторон. В основе действия подобных методик лежит механизм самопроекции. Он был впервые обнаружен Зигмундом Фрейдом и описан как присваивание своих желаний и чувств объекту, находящемуся во вне. Такая проекция носит подсознательный характер и выполняет защитные функции, удаляя противоречия между истинными стремлениями человека и принятыми в обществе социальными нормами.

К основным особенностям проективных методик относятся:

  • неоднозначность стимульного материала или инструкции;
  • отсутствие видимой оценки со стороны экспериментатора, невозможность оценить свои ответы как «правильные» и «неправильные»;
  • направленность на цельное изучение личности.

Кроме указанных достоинств, проективные методики имеют и свои объективные минусы. В числе первых – недостаточная стандартизованность данных исследований. Качество интерпретации методики зависит лишь от профессионализма психодиагноста. Сомнение также вызывает и надежность информации, таким образом полученной. Проективные методики не ориентированы на количественную оценку, то есть они показывают отклонение от нормы, но не саму величину этого отклонения. Для повышения достоверности результатов лучше сочетать данный метод с обычным тестовым. Тогда будут получены более четкие и корректные данные.

Объективные методики

Личностные тесты – методы психодиагностики, при помощи которых измеряются стороны личности: отношения, установки, ценности, мотивационные, эмоциональные и межличностные особенности поведения. Основное назначение личностных тестов – определять выраженность мотивации, эмоций, интересов и отношений человека, а также особенностей его поведения в нестандартных ситуациях.

К личностным тестам относятся тесты на темперамент, характер, мотивацию, эмоции. Также сюда включены тесты способностей и ценностных ориентаций. С другой стороны выделяются комплексные личностные тесты. Они способны дать разностороннюю оценку личности или отдельных личностных свойств. Также есть еще частные личностные тесты, которые оценивают отдельные черты личности, эмоции, мотивы и ценности.