Стили воспитания детей Быть очень заботливой матерью, которая ухудшает ребенка своей любовью одинаково неверно и плохо, как и быть равнодушной и холодной матерью. Наверное, для каждой матери необходимо найти в общении с собственным ребенком свою золотую середину. Давайте попробуем разобраться: Как любить своего ребенка? Кто такая хорошая мать? Какова оптимальная мера материнской любви?

Материнская любовь.

Многие психологи считают, чтобы у ребенка не возникало чувства тревоги, чтобы у него появилось чувство безопасности, ему для этого нужен доступ к матери. Однако важно матери любить своего ребенка, не подавляя его независимость, не поглощая его личное пространство и не стоя на пути взросления ребенка. У матери кроме желания быть со своим малышом, должно быть и желание отпустить и отделить его от себя. Общение с матерью, ее физическое присутствие, эмоциональное отношение, это все интегрируется с развитием и ростом ребенка и влияет в дальнейшем на здоровье детей и их жизненный путь.

Суть материнской любви заключается в том, чтобы способствовать росту ребенка, любить ребенка, помочь ему отделиться. Решающую роль для формирования личности ребенка играет не только мать и ее любовь, но и вся семья, которая будет либо удовлетворять, либо не удовлетворять психические потребности ребенка. Психические потребности ребенка лучше всего будут удовлетворяться в хорошей семейной обстановке.

У. Бронфенбреннер пишет в своих исследованиях о том, что на психическом развитии ребенка не могут не сказываться неблагоприятные условия. Он пишет о таком понятии, как "возрастная сегрегация", оно характеризует перемены, которые происходят у детей и у молодого поколения в последние годы в жизни. Проявляется возрастная сегрегация, в том, что молодые люди не способны найти свое место в жизни общества. В американской психологии тот факт, что молодые люди оторваны от других людей и от настоящего дела получил название отчуждения. И корни данного явления ищут в особенностях современной семьи.

И зарубежные и отечественные психологи, в процессе изучения особенностей воспитания детей в разных семьях, пришли к одному выводу, что от взаимодействия в семье, от стиля общения напрямую зависит формирование личностных качеств детей. Далее приведем примеры основных стилей воспитания детей и их влияние на развитие личности ребенка.

Стили воспитания детей.

Авторитарный стиль воспитания.

Не происходит как такового общения между родителями и детьми. Это общение заменяют жесткие правила и требования. Чаще всего родители отдают приказания, которые не обсуждаются, и ждут, что они в точности будут выполнены.

Как правило, дети в таких семьях замкнуты, непритязательны, боязливы, раздражительны и угрюмы. Девочки обычно на протяжении всего юношеского возраста остаются зависимыми и пассивными. Мальчики могут стать агрессивными и неуправляемыми, они могут чрезвычайно бурно реагировать на все карающее и запрещающее окружение, в котором они росли.

Либеральный стиль воспитания.

Родители открыты для общения со своими детьми, и почти не регламентируют их поведение. Со стороны родителей проявляется незначительное руководство, у детей полная свобода.

Такое воспитание приводит к агрессивности и непослушанию, очень часто на людях дети ведут себя неадекватно, они импульсивны и склонны потакать собственным слабостям. Дети в таких семьях при благоприятном стечении обстоятельств становятся решительными и активными личностями. Однако если попустительство со стороны родителей сопровождается открытой неприязнью, то ребенка не удерживает ничто от того, чтобы своим разрушительным импульсам дать волю.

Отвергающий стиль воспитания.

Родители своим поведением демонстрируют скрытое или явное неприятие ребенка. Например, тогда, когда хотели девочку, а родился мальчик или когда изначально рождение ребенка было нежелательным. То есть ребенок с самого начала не соответствует ожиданиям родителей. Бывает и так, что на первый взгляд ребенок желанен, к нему относятся внимательно, заботятся о нем, но с родителями у него нет душевного контакта.

В таких семьях дети, как правило, становятся либо забитыми, либо агрессивными, робкими, замкнутыми, обидчивыми. Непринятие в ребенке порождает чувство протеста. В его характере формируются черты негативизма, неустойчивости особенно в отношении с взрослыми.

Индифферентный стиль воспитания.

Родители для детей не устанавливают никаких ограничений, они к ним безразличны, закрыты для общения. Очень часто родители настолько погружены в свои проблемы, что на воспитание детей у них просто нет сил и времени. Если это безразличие родителей сочетается с их враждебностью, по отношению к ребенку, то у ребенка может проявиться склонность к асоциальному поведению.

Эгоцентрический стиль воспитания.

Ребенку, часто долгожданному, единственному, навязывают представление о себе как о человеке, который является сверхценном. Он становится “смыслом жизни” и кумиром родителей. Интересы окружающих при этом часто игнорируются, и ребенку приносятся в жертву.

В результате ребенок не умеет понимать интересы других людей и принимать их во внимание. Он не переносит ограничений, и любые преграды воспринимает агрессивно. Такой ребенок неустойчив, расторможен, капризен.

Гиперсоциальный стиль воспитания.

Родители пытаются выполнять все рекомендации относительно “идеального” воспитания ребенка. В подобных семьях дети чрезмерно исполнительны и дисциплинированны. Они постоянно подавляют свои чувства и эмоции, сдерживают желания.

Результатом подобного стиля воспитания становится агрессивное поведение ребенка, бурный протест, а иногда и аутоагрессия.

Авторитетный стиль воспитания.

Наиболее благоприятный и эффективный стиль воспитания для развития личности ребенка. Растущую автономию детей родители поощряют и признают. Они открыты для общения с детьми и обсуждения установленных правил поведения, они допускают изменения в своих требованиях, но в разумных пределах. В таких семьях дети уверены в себе, очень хорошо адаптированы, у них развиты социальные навыки и самоконтроль, в школе и в учебных заведениях они хорошо учатся и обладают высокой самооценкой.

Конечно как любить ребенка решать только вам, но помните, что недостаток или отсутствие материнской любви, ласки очень часто является причиной, того, что у ребенка появляется не только целый ряд отрицательных, а иногда и тяжелых психических состояний. Это может проявиться в чувстве озлобленности, незащищенности, гиперактивности, в аутистических тенденциях, проблемах взаимоотношений, а также в телесных психосоматических недомоганиях, а иногда даже гибели ребенка.