Синдром агрессии у детей или кондуктивный синдромНаблюдая за группами детей, играющих на улице или на площадке детского сада, в школе, нередко можно заметить, что один (или несколько) детей ведут себя отличительно от остальных. Они настроены более агрессивно, часто нападают, оскорбляют своих сверстников, как бы стараются выделиться, ведут себя вызывающе. Такое поведение должно быть первым звоночком для того, чтобы присмотреться к ребенку и постараться выяснить причину такого поведения. Ведь это одни из многих симптомов кондуктивного расстройства – кондуктивного синдрома.


Причины возникновения
Причинами возникновения кондуктивного синдрома являются как наследственная предрасположенность, так и действие факторов окружающей среды. У родителей таких подростков нередко в анамнезе отмечаются расстройства поведения, настроения, часто они употребляют наркотики, совершают антисоциальные поступки. И тем не менее у благополучных детей тоже встречается кондуктивный синдром. Вероятность и других физических и психических расстройств у таких детей очень высока.

Проявления кондуктивного синдрома

Кондуктивный синдром проявляется повторяющимися или постоянными проявлениями агрессивного поведения, которые ущемляют права других людей, направленного против социальных возрастных норм и правил. Данный вид расстройства поведения достаточно распространен и встречается примерно у 10% детей. Наиболее часто проявляется у мальчиков в подростковом возрасте.

Симптомами кондуктивного расстройства можно считать отсутствие чуткости у ребенка по отношению к чувствам других, поведение людей воспринимается как угрожающее. Такие дети запугивают, задирают, могут угрожать расправой, нередко применяют оружие. Совершают действия, связанные с физическим насилием и при этом не испытывают жалости к чужому страху или боли, часто проявляют жестокое отношение к животным. Им чужды угрызения совести. Такие дети склонны к воровству, вранью, им доставляет удовольствие все разрушать, они проявляют жестокость к животным, даже к своим, домашним. Они крайне безответственны, нарушают запреты родителей и учителей. Прогуливают школу и убегают из дома. Поведение мальчиков и девочек с кондуктивным синдромом несколько отличается: девочки чаще лгут, убегают из дома, впоследствии могут начать бродяжничать и заниматься проституцией; мальчики склонны к насилию, разрушению, часто являются инициаторами драк, занимаются воровством. Для тех и других характерны сложные отношения в школе, они могут употреблять наркотики. Среди таких детей очень часты попытки суицида и не с целью напугать родителей или близких, а именно с целью лишить себя жизни. У таких подростков очень часто наблюдается зависимость от всяких азартных игр, их очень привлекает риск.

Диагностика и прогноз
Если ребенок демонстрирует три и больше признаков расстройства поведения в течение года, ему с уверенностью ставят диагноз – кондуктивный синдром. Противосоциальные поступки и агрессивные действия должны быть ярко выражены, что нередко приводит к обострению отношений со сверстниками и взрослыми. Очень часто с возрастом поведение детей нормализуется, но в трети случаев симптомы сохраняются. Причем практически у всех они остаются такими же выраженными. Многое говорит о том, что если кондуктивное расстройство поведения не лечить в раннем возрасте, то зачастую это приводит к серьезным нарушениям психики и даже к психозам. У многих развиваются тревожные расстройства, мнительные синдромы, расстройства настроения. Таким детям и подросткам нужен постоянный контроль. В большинстве случаев возникают такие ситуации, что только лишь изоляция, дисциплина и медикаментозная терапия могут принести эффект.

Лечение
Однозначного мнения по поводу лечения кондуктивного синдрома нет, так как возникновение его достаточно не изучено. Подходы к лечению также разнообразны. В основном это методы, направленные на контроль и построение определенной модели поведения, психотерапия, педагогическая коррекция. Когда с помощью немедикаметозных методов добиться результата не удается, применяют лекарственную терапию. Существует хороший нейропсихологический метод, в основе которого лежит перестройка уже сформировавшегося поведения. Для этого патологический навык целенаправленно раскрывают, растормаживают, дают увидеть со стороны, затем разрушают его и строят новый, который более соответствует принятой модели поведения. Это очень длительный мыслительный процесс, который строится на разрушении беспорядочно построенных связей между полушариями головного мозга.


Существует также синдромальный метод, который направлен на отвлечение ребенка от объекта агрессии. Основными методами являются, конечно, семейная психотерапия и работа над личностью. Только в нормальной семейной обстановке родители могут разобраться куда направить неуемную энергию своего ребенка, отвлечь его от агрессии каким-либо делом. Сформировать для него и для себя совместные хобби. Ругать и наказывать в данном случае совершенно бесполезно, а иногда и вредно. Это может привести к противоположной реакции и свести на нет предыдущую терапию. Ребенку показано щадящее обучение (с минимальным количеством детей), уменьшение длительности уроков до 30 минут. Со стороны родителей рекомендуется поощрительная тактика. Родителям следует следить за соблюдением режима. Повышенную активность направлять на физические упражнения и помощь по дому. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям. Одним из основных методов лечения является сенсомоторная коррекция. Очень часто применяется гомеопатическая терапия, так как гомеопатия способна целенаправленно действовать на определенный участок мозга. Так как гомеопатические средства – полностью растительные экстракты, в них не содержится никакой химической составляющей, то в том случае, если оно неправильно подобрано, лекарство выведется из организма, не причинив вреда.

Из лекарственных препаратов назначают психостимуляторы (метилфенидат, декстроамфетамин). Недостатком этих препаратов является то, что принимать их нужно несколько раз в день. В настоящее время появились препараты с более длительным действием. Распространено применение ноотропных средств, это вещества, которые улучшают работу мозга, повышают тонус коры головного мозга, активируют энергетику и обмен веществ. Хорошо себя зарекомендовали препараты, содержащие аминокислоты. Они улучшают трофику мозга, усиливают обмен веществ. В особых случаях показано применение антидепрессантов, транквилизаторов, психостимуляторов. Наибольшая эффективность установлена при применении амитриптилина, риталина. Следует отметить, что одна медикаментозная терапия не поможет в борьбе с развившимся кондуктивным синдромом. Очень важно в самом начале не пропустить начинающихся отклонений в поведении своего ребенка, насторожиться, не отмахиваться от него, когда он нуждается во внимании. И, главное, не наказывать за его плохое поведение, а попытаться разобраться в причинах, помочь и если нужно, обратиться к врачу.