Не представляют ли рентгенологические просвечивания опасности для здоровьяВ последнее время все чаще и чаще к врачам обращаются с вопросом: не представляют ли назначенные рентгенологические исследования — просвечивания, снимки опасности для здоровья?

Сейчас специалистам-рентгенологам приходится сталкиваться и с такими фактами, пусть исключительными, когда больные отказываются от рентгенологического исследования, которое им жизненно необходимо, например, в случаях, когда надо своевременно распознать раковую опухоль легкого, желудка, кишечника.

Откуда же взялись эти опасения о нежелательном побочном и даже вредном действии рентгеновых лучей? Обоснованы ли подобные мнения, оправданы ли такие действия?

В настоящее время на всем земном шаре ежедневно производится поистине громадное количество рентгенологических исследований. Миллионы здоровых людей приходят на так называемые диспансерные профилактические рентгенологические обследования. Эти обследования дают возможность выявить скрыто протекающие заболевания, рано распознать туберкулез легких, выявить сердечнососудистые заболевания и, что особенно важно, злокачественные опухоли.

Может быть, на самом деле стоит от всего этого отказаться, потому что общепринятые в современной медицине передовые методы диагностики таят в себе какую-то еще недооцененную человечеством опасность? Не приносят ли врачи вместе с великой пользой от рентгенологических исследований такой же вред человеку, подвергающемуся этим исследованиям? Ведь известно, что рентгеновский персонал — врачи-рентгенологи и рентгенотехники, — который изо дня в день в течение многих десятков лет работал в сфере действия рентгеновых лучей, в недалеком прошлом страдал хронической лучевой болезнью. Так не заболевают ли какими-нибудь более легкими формами этой болезни и люди, подвергающиеся однократному или повторному исследованию лучами? Можно ли утверждать, что при любых условиях для здорового и больного человека рентгенологическое исследование безразлично и безопасно?

На все эти животрепещущие вопросы рентгенологическая наука в состоянии дать исчерпывающие ответы.

Дело в том, что на заре рентгенологии — рентгеновы лучи были открыты 8 ноября 1895 года — действительно имели место осложнения при исследовании больных. Это происходило потому, что врачи были незнакомы с техникой исследования, они только осваивали новый метод. И не удивительно, что больные были тогда объектом весьма длительных, повторных и многократных просвечиваний, производимых при помощи примитивных, крайне несовершенных рентгеновских аппаратов. И не один человек со сложным или редко встречающимся заболеванием дорого расплачивался за чрезмерное усердие рентгенолога. Наше собственное наблюдение заслуживает того, чтобы о нем здесь вкратце рассказать.

Солдат в первую мировую войну был тяжело ранен в грудь. Пуля пробила грудную полость в области, где расположено сердце. Когда санитары доставили пострадавшего в рентгеновский кабинет, к нашему удивлению и радости обнаружилось, что у раненого имеется врожденное так называемое зеркальное расположение внутренностей, то есть сердце находится не слева, а с правой стороны. Только по этой причине пуля прошла мимо сердца, и ранение оказалось не смертельным. Счастливца демонстрировали в десятках аудиторий, его бесконечно просвечивали и производили снимки. В конце концов, он получил рентгеновские ожоги кожи. Через много лет он попал в больницу с большими хроническими так называемыми рентгеновскими язвами на груди. Лечить их было чрезвычайно трудно в то время.

Уже в раннюю пору становления рентгенологии, в начале нашего столетия стало известно, что рентгеновы лучи обладают биологическим действием, то есть вызывают определенные изменения в клетках и тканях живого организма. В настоящее время биологическое действие рентгеновых лучей и вообще всех видов проникающего ионизирующего излучения, к которым они относятся, изучено всесторонне. Именно свойство лучей проникать вглубь тканей сознательно используется в медицине для лечебного воздействия на человека и служит основой для рентгенотерапии.

Влияние лучистой энергии на человеческий организм очень сложно, оно подчиняется многочисленным закономерностям. Решающее значение имеет доза лучей, то есть количество проникшей в организм и поглощенной лучистой энергии. Измеряются количество радиации в международных единицах, обозначаемых рентгенами. В нашем распоряжении сейчас имеются чрезвычайно точные, изготовляемые нашей отечественной промышленностью дозиметры, регистрирующие не только рентгены, но и их тысячные доли — миллирентгены и миллионные доли — микрорентгены.

Каковы же дозы рентгеновых лучей?
Благодаря безупречным по точности измерениям сейчас известны эти дозы. Много ли это или мало? Не подлежит никакому сомнению, что это чрезвычайно слабое, ничтожное облучение. Для сравнения укажем на другие цифры. Разовая терапевтическая доза, применяемая для лечебного воздействия на раковую опухоль, например, кожи лица, 200—300 рентгенов. Общая же итоговая доза облучений равна, по меньшей мере, 6—8 тысячам рентгенов.

Уже более 20 лет назад стали считать, что предельно допустимая доза рентгеновых лучей при однократном местном рентгенологическом исследовании какого-нибудь органа человека не должна превышать примерно 100 рентгенов.

Таким образом, простой арифметический подсчет показывает, что рентгенограммы сердца или легких можно повторять подряд, не выходя из допустимых границ, не более и не менее как 180 раз, снимки желудка — 143 раза, почки можно снимать подряд 16 раз, кости черепа — 64 раза, бедренную кость — 39 раз, плечевую кость — 400 раз и т. д. Флюорограммы легких можно в один сеанс повторять 166 раз. Просвечивать легкие или сердце дозволительно от 13 до 29 минут, желудочно-кишечную систему — от 10 до 20 минут и т. д.

Не надо быть специалистом, чтобы понять элементарную истину: в таком неимоверном количестве рентгенограмм или в такой длительной рентгеноскопии практически нет никакой надобности. Обычно врачу достаточно иметь один или два снимка легких, несколько снимков желудка. Просвечивание больного для внимательного и квалифицированного определения состояния его легких, сердца, желудка и других внутренних органов длится обычно 2—3 минуты.