АлалияВ последнее время стало намного больше детей с плохой речью. На прием приходят родители 3-6 летних детей с жалобами на отсутствие речи. Чаще всего, в основе проблемы лежит тяжелое нарушение речи - алалия. При этом нарушении слух и интеллект сохранны. При алалии страдают: произношение звуков, структура слога в слове, построение предложения, различение звуков на слух, из-за этого потом нарушается чтение и письмо у таких детей. Алалия - неоднородное нарушение, есть моторная, сенсорная и смешанная форма (моторно-сенсорная и сенсо-моторная), которые различаются по месту возникновения дефекта (зона Брока или зона Вернике).

Вызвать алалию могут разные факторы или их сочетание, которые возникали в разные периоды раннего развития. Это может быть:
  • недостаток кислорода у плода (гипоксия)
  • внутриутробные инфекции
  • разные осложнения в родах (асфиксия, родовые травмы)
  • любые вредности, воздействующие на ребенка до 3-х лет и многое другое.
Наличие перечисленных факторов в анамнезе ребенка не всегда приводит к алалии, но у ребенка-алалика всегда в анамнезе есть та или иная вредность из перечисленных выше или их сочетание.
Замедленное формирование клеток мозга приводит к нерезко выраженным, но множественным и двусторонним поражениям, из-за чего ограничиваются самостоятельные компенсаторные возможности (дети не могут самостоятельно компенсировать речевой дефект). Теперь коротко остановимся на характеристике видов алалии.

Моторная алалия
Моторная алалия встречается значительно чаще, чем сенсорная. При такой форме алалии страдает двигательный (моторный) компонент речи (наблюдается недостаточная плавность автоматизированных двигательных актов, их распад на отдельные составляющие, нарушение переключения с одного компонента на другой, повторения его, т.е. ребенок не помнит, как произносится звук, слово каждый раз выговаривает как новое, заменяя звуки, теряя или переставляя слоги). Из-за несформированности динамического речевого стереотипа на фоне моторной алалии может возникнуть заикание (период развития фразовой речи при переходе к более сложным формам речевого общения). Дети-алалики имеют очень низкую речевую активность, используя для общения мимику и жесты. Сильнее всего при такой алалии страдает фразовая речь. При сложной форме моторной алалии дети используют только отдельные слова, звукоподражания, жесты – это I уровень недоразвития речи. На более высоком уровне - II уровень недоразвития речи - дети могут использовать простейшее предложение из двух слов, отдельные слова, грубо искажая слоговую структуру и звуки. Речь такого ребенка становится понятна и вне ситуации общения. Более легкий уровень недоразвития речи – III – характеризуется разными видами аграмматизмов, пропусками глаголов, предлогов, затруднениями в актуализации слов. Дети смешивают падежные окончания, имеют трудности в склонении существительных с предлогами.

Ребенку-алалику очень трудно овладеть связной речью. Это связано с нарушением программирования, отбором и синтезом речевого материала, а также с несформированностью внутренней речи. Это вызвано отклонениями в развитии аналитической деятельности мозга. Кроме речевых нарушений алаликам характерны и когнитивные нарушения (внимание, память, мышление), а также расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.

Работа по минимизации последствий моторной алалии направлена на развитие различных сторон речи (произношение отдельных звуков, словарный запас, фонематический слух, фразовая речь), а также на коррекцию когнитивных нарушений, эмоционально-волевой сферы и поведения. При вовремя начатой и правильной коррекционной работе у ребенка-алалика достаточно благоприятный прогноз.

Сенсорная алалия
Сенсорная алалия - одно из самых тяжелых речевых нарушений. Причина сенсорной алалии - нарушение высшего коркового анализа и синтеза звуков речи, из-за чего ребенок не понимает, что говорят окружающие. Основной дефект - нарушение восприятия и понимания ребенком смысла обращенной к нему речи (физический слух при этом нормальный, иногда у детей повышенная восприимчивость к различным звукам, поэтому они лучше усваивают и реагируют на шепот, что является одним из диагностических критериев особенно с тугоухостью). Такие дети очень разговорчивы, но их речь состоит из набора бессмысленных звуков, обрывков слов. Речь сенсорного алалика бессвязна, бессмысленна и непонятна окружающим. Дети многократно повторяют слоги, звуки, объединяя части различных слов друг с другом. К своей речи сенсорные алалики не критичны, широко используют жесты, мимику, их речь очень эмоциональна. При грубой сенсорной алалии дети совсем не понимают обращенную речь, при более легких формах понимание зависит от ситуации, однако даже изменение порядка слов, темпа речи, формы слова, резко нарушает понимание фразы. Стараясь понять окружающих, сенсорные алалики смотрят на артикуляцию говорящего, пытаясь «читать с губ».

Дети не могут отличать слова, похожие по звучанию, но разные по смыслу (слова-паронимы), не соотносят слышимое или произносимое слово с предметом, явлением (т.е. ребенок не может показать по просьбе требуемый предмет, картинку, принести нужный предмет).

Работа по исправлению дефектов при сенсорной алалии очень длительная и трудоемкая. Она начинается с обучения ребенка различать сначала неречевые звуки и постепенно переходит к различению звуков речи.

При всех видах алалии необходимо как можно раньше начинать учить ребенка читать, т.к. зрительная опора (буквы, слова) помогают ребенку правильно произносить слово и понимать его. К счастью, «чистая» сенсорная алалия не очень частое явление, обычно встречается смешанная форма сенсо-моторная или моторно-сенсорная алалия. Прогноз для детей с сенсорной алалией, даже при вовремя начатой и правильной коррекционной работе, менее благоприятный, чем у моторного алалика.