Правила оформления школьных учебников с медицинской точки зренияКаждый день, садясь за уроки, 46,5 миллиона школьников нашей страны раскрывают учебники. Легко или трудно будет им работать над книгой, понять и запомнить все, что написано?

Эти вопросы волнуют авторов, педагогов-методистов, редакторов. А с недавнего времени школьными учебниками заинтересовались и врачи. У них своя задача: охрана здоровья школьника. Впрочем, гигиенические требования педагогическим не противоречат: ведь в конечном итоге цель у педагогов и врачей одна.

Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения Н. М. Попова рассказывает, каким сложным и кропотливым делом оказалась всесторонняя гигиеническая оценка школьных учебников. Врачи не один год ставили эксперименты, проверяя на занятиях в классах, какая существует зависимость между качеством издания и утомляемостью школьника. К исследованиям были привлечены психологи, физиологи, работники издательства "Просвещение» и другие специалисты.

И вот совместными усилиями созданы «Санитарные правила оформления школьных учебников». Теперь качество издания контролируют не только полиграфисты, но и санитарный врач.

Прежде всего строго регламентируется качество бумаги. Она должна быть белой или слегка желтоватой. Исследователи установили, что именно такой оттенок обеспечивает оптимальный контраст между текстом и фоном. На газетной бумаге печатать учебники «Правила» запрещают. Надо, чтобы поверхность ее была гладкой, чистой, без волосков и пятен, а страницы — тонкими, но не настолько, чтобы просвечивал текст, напечатанный на обороте.

Гигиенисты обосновали и свои требования к шрифту: не только размер, но и начертание букв должно соответствовать возрастным особенностям школьника.

Теперь в учебниках первоклассника буквы четки и достаточно велики по размерам. На концах букв нет засечек: они мешают видеть букву как отдельный элемент слова, а прочесть слово целиком малышу пока еще трудно. Шрифт с засечками появляется в учебниках для второго класса, когда дети переходят к беглому чтению. Теперь засечки помогают, они как бы ведут взор от буквы к букве и позволяют увидеть сразу все слово.

В книгах, предназначенных для старшеклассников, шрифт мельче: растет объем учебного материала. Однако даже в учебниках для 15—16-летних не разрешается употреблять очень мелкий шрифт. Он допустим только в дополнительных текстах—примечаниях, пояснениях, сносках.

Учитывается любая мелочь, если она помогает беречь зрение. Какой длины быть строке? Гигиенисты считают: тем длиннее, чем младше читатель. Малыш, читая книгу, часто «теряет» строки и долго потом их ищет. Происходят лишние движения глаз, замедляется чтение, и ребенок быстрее устает. Поэтому в книгах с крупным шрифтом (а для маленьких он всегда крупный)) длина строки установлена в 127—130 миллиметров.
Еще одна важная деталь — переносы в словах. Их число ограничивается, так как они затрудняют чтение.

Не забыты и иллюстрации. Общеизвестно: иллюстрация, особенно цветная, помогает восприятию текста. Пока ученик рассматривает картинку, снижается напряжение глаз и общая утомляемость, а интерес к учебному материалу возрастает.

Но многокрасочную печать надо использовать рационально. В детских книжках или журналах иногда можно увидеть страницы, сплошь закрашенные синим или коричневым, а на этом фоне напечатаны стихотворение, сказка, рассказ. На первый взгляд красиво. Но читать текст неприятно: в глазах рябит. В школьных учебниках такая печать запрещена.

Учителя и родители частенько отчитывают детей за плохое состояние учебников, стремясь с малых лет воспитывать навыки бережного обращения с книгой. Но всегда ли виноваты дети? Если бумага и переплет низкого качества, шероховатые, рыхлые, легко впитывающие влагу, книга очень быстро загрязняется. Гигиенисты установили перечень материалов, пригодных для переплета школьных учебников. В их число входят и материалы синтетические, но только такие, которые не могут оказать вредное воздействие на организм ребенка. За этим тоже установлен контроль. И не только за этим. Медики озабочены, например, тем, что дети вынуждены носить тяжести, не всегда соответствующие их возрасту. Слишком тяжел портфель школьника, наполненный книгами и пистонными принадлежностями.

Врачи разрабатывают нормы предельного веса учебников, вместе с полиграфистами изыскивают средства, позволяющие уменьшить вес книги.

Специалисты размышляют: стоит ли включать в содержание учебника второстепенный материал, который нередко выходит за пределы школьной программы? Не лучше ли издавать побольше научно-популярных книг, адресованных школьнику, который хотел бы более широко изучать данный предмет?

Предложений от медиков исходит много. Ведь учебники можно назвать самой массовой книгой в нашей стране, где осуществлено обязательное всеобщее среднее образование, без них не обходится ни один человек. Тем более хочется, чтобы каждый учебник был хорошо оформлен, легко читался, долго сохранял опрятный вид. Всему этому и будут способствовать «Санитарные правила оформления школьных учебников».