Маниакально-депрессивный психозБолезнь души, как любят ее называть психологи – маниакально-депрессивный психоз, он же – циклотимия, он же, выражаясь языком современной терминологии – БАР (биполярное аффективное расстройство). Люди, страдающие этим заболеванием, могут обладать разным темпераментом, привычками, образом жизни, поэтому клинические проявления такого расстройства индивидуальны и зависят от психологических особенностей личности.


Маниакально-депрессивный психоз протекает в три этапа:

  •  Депрессия, которая по продолжительности бывает намного длиннее последующих состояний.
  •  Время затишья болезни, когда больные чувствуют себя абсолютно здоровыми и ничем не отличаются от других людей.
  •  Период маниакального обострения, во время которого безудержная активность приводит к неожиданным и печальным последствиям.
Заболевание характеризуется периодической сменой возбужденного, активного, подвижного состояния (маниакальный период) на угнетенное, безразличное, безучастное, подавленное чувство обреченности, тоски и одиночества (депрессивный период). Между этими двумя пограничными состояниями бывают периоды просветления, когда человек ведет обычную жизнь, общителен, приятен и совершенно нормален.

Во время депрессии больные:
  •  Испытывают состояние подавленности и нежелания жить.
  •  Очень самокритичны.
  •  Желают одиночества.
Депрессия людей, страдающих БАР, делает их на определенное время самокритичными, обиженными на весь белый свет, уверенными, что причиной всех бед и неудач в своей жизни являются они сами. Сильное отчаяние и разочарованность в себе и в людях превращает их из подвижных весельчаков в унылых, равнодушных ко всему происходящему «развалин», у которых пропадает стимул к рабочей и творческой деятельности, желание общения с людьми. Замкнувшись в себе, в период депрессии больные могут днями сидеть или лежать, уставившись в одну точку и совершенно не реагировать на любые внешние раздражители. Погружаясь в состояние тотальной тоски и одиночества, твердо убежденные в несовершенстве и несправедливости окружающей действительности, страдающие этим видом психоза люди могут легко покончить жизнь самоубийством в моменты рецидивов, считая свой уход единственно верным решением мучающих их вопросов. Типичные выражения настроения: «Я не достоин того, чтобы жить», «Я во всем виноват», «Когда я уйду, всем станет лучше», «Что бы я ни делал, все складывается против меня», «Не знаю, зачем дальше жить».

Постепенно депрессия потихоньку разжимает клещи. Самоощущение еще какое-то время остается вялым и гнетущим, но в нем появляются уже первые нотки добродушия и спокойствия, стремление к душевным беседам на философские и жизненные темы. Настроение улучшается, и страдающие БАР начинают себя прекрасно чувствовать, наслаждаются прелестями жизни, встречаются с друзьями и коллегами, посещают общественные мероприятия, ведут активную, полноценную жизнь. Но таких людей ничем не удивишь. Все новое, волнительное и захватывающее не способно растрогать их до глубины души. Они словно берегут ее от излишних эмоций, чтобы избежать травмирующих ситуаций и не погрузиться вновь в одно из пограничных состояний болезни.

В период маниакального подъема больные:
  •  Находятся в состоянии душевного комфорта и эйфории.
  •  Не отдают отчета своим поступкам.
  •  Совершают решительные, но нелогичные действия, шокирующие окружающих.
В своей предельной активности, вездесущности во всем и поверхностных, ничего не значащих разговорах на все темы одновременно больные БАР незаметно для себя переходят в маниакальное состояние. Психоэмоциональная сфера очень неустойчива, движения порывисты и беспорядочны, отсутствует четкая направленность в достижении цели. В это время страдающие психозом люди могут ощущать себя гениальными учеными, посланниками внеземных цивилизаций, иностранными разведчиками, великими миссионерами, призванными спасти человечество. Они крайне нетерпимо относятся к чужому мнению, к замечаниям в свой адрес, к любой критике своих действий. В такие моменты больные совершают поступки, о которых впоследствии потом сожалеют, часто не помнят того, что было сказано ими и другими людьми, но хорошо запоминают жесты и эмоции собеседника.

В связи с тем, что таким людям хочется коренным образом изменить жизнь к лучшему, в дни маниакального обострения они могут легко бросить прежнее место работы, разорвать установившиеся отношения с людьми, кардинально меняют условия и обстановку жизни, ничуть не задумываясь о дальнейших последствиях. Близкие, родственники и друзья находятся в полном шоке от этих поступков, но изменить ничего не могут, так как их никто не станет даже слушать. После существенных жизненных перемен больные БАР с недоумением взирают на разрушительные результаты своих действий и снова впадают в депрессию.

Характерная особенность людей, страдающих маниакально-депрессивным психозом – возможность отслеживания перемены своих душевных состояний и адекватная оценка своих действий в прошлом в период затишья и отступления болезни.

Большинство людей, не подозревая о возникновении у себя психического отклонения, страдают регулярно повторяющимися депрессивными состояниями. В этом случае можно говорить о монополярном течении болезни, так как в ней отсутствуют признаки маниакального обострения.

Маниакально-депрессивный психоз успешно лечится антидепрессантами в сочетании с аутогенными тренировками и ведением здорового образа жизни.

Важно понимать, что в настоящее время жизнь современного человека настолько перенасыщена событиями и нежданными психологическими встрясками, что от появления у себя симптомов БАР не застрахован никто. Поэтому правильное, чуткое, доброе отношение к больным людям способствует их скорейшему выздоровлению.