Развитие ребенка в первый месяц жизни Новорожденному малышу самое главное - ощущать тепло, покой и безопасность. Если он чувствует, что его мама рядом, то он получает все это от нее. И при этом еще вы нежным голосом разговариваете с младенцем, прижимаете ласково к груди. Так как стук сердца матери ребенок слышал все 9 месяцев, для него это знакомый, родной звук, который свидетельствует о безопасности.
Так что необходимо знать про развитие ребенка в первый месяц жизни?

Что умеет ребенок в первый месяц жизни?

  • Издает звуки и совершает микродвижения;
  • различает цвета (желтый, красный, белый и черный), клетку и линии;
  • фиксирует взгляд на лице, склоненном над ним;
  • может различать особенности звуков;
  • сосредотачивает свой взгляд на предмете (неподвижном), а также при плавном перемещении предмета;
  • узнает мамин запах, голос, прикосновение рук;
  • лежа на животе, малыш пытается поднять голову и удержать ее.

На третьей неделе после рождения у ребенка на базе безусловных рефлексов начинают формироваться условные рефлексы, которые способствуют его адаптации к внешнему миру. В это время он начинает осваивать науку «правильного» поведения, с помощью которого он наиболее полно сможет удовлетворить его нужды.

Если для того, чтобы привлечь внимание мамы, необходимо долго и громко кричать – он будет это делать. А если ему достаточно пискнуть для того, чтобы мама появилась, то для крика нет никакого повода.

Развитие ребенка: мимика и речь

Малыш в 2-3 недели начинает осваивать науку копирования. Из всего окружения в первую очередь его привлекает мамино лицо. Поэтому постоянно он рассматривает лица, разговаривающие с ним и склонившиеся над ним, остальное тонет пока в туманной дымке.

Если во время общения вы активно будете совершать мимические движения, то скоро малыш начнет повторять их. Мама улыбается – и маленькое личико расплывается в ответ. Мама высовывает язык – и между крохотными губами появляется маленький язычок...

Кроме этого интуитивно младенец чувствует эмоции, которые исходят от взрослого. Если мама спокойна и довольна, ребеночку тоже комфортно. Если мама злится, раздражена, ругается, малыш мгновенно реагирует плачем.

К концу первого месяца речь присоединяется к мимике. Малыши гулят в ответ на разговоры взрослых, или издают фыркающие, шипящие звуки.

Улыбкой малыши сигнализируют о своем эмоциональном состоянии. Плач может выражать дискомфорт, недовольство, боль, испуг, жару или холод. В первые недели жизни улыбка - это признак спокойствия. Поначалу младенец улыбается непроизвольно и только во сне. Несколько позже можно наблюдать улыбку во время купания и после кормления. В этих случаях говорят о физиологической улыбке.

В конце первого месяца малыш начинает улыбаться в ответ ближнему человеку, то есть улыбка наполняется социальным содержанием. А вскоре появится «комплекс оживления», то есть малыш начинает эмоционально реагировать на взрослого, который к нему обращается.

Что необходимо для нормального развития ребенка

Главным условием является наличие мамы. Не бойтесь в это время избаловать ребенка. Наоборот, ваш мгновенный отклик на его желания и потребности поможет крохе стать сильным, уверенным в себе. Если малыш знает, что рядом мама, он не станет «просто так» требовать вашего внимания. Такое поведение свойственно тем детям, которые постоянно испытывают дефицит в материнской ласке.

В первый месяц сосредоточьте внимание на физиологическом развитии ребенка. Очень малы промежутки бодрствования малыша. Распределите эти промежутки так, чтобы хватило времени для массажа, для зарядки, плавания и для игр в воде. Безусловные рефлексы, которые даны детям от природы (хватательный рефлекс, ползания, хождения) полезно очень поддерживать.

Ребенок еще не умет внимательно слушать. Для развития слуха с малышом необходимо обязательно разговаривать. Малыш может различать звуки по высоте и предпочитает набору слов осмысленную речь. Когда мама говорит с ним, он может, прислушиваясь, замереть.

Давайте младенцу слушать музыку. Чем разнообразнее будет музыка, тем лучше. Исследования показывают, что произведения Вивальди, Моцарта, Гайдна способствуют в младенческом организме нормализации физиологических процессов.

Занятия в воде

Для того, чтобы кроха не испугался воды, его необходимо аккуратно опускать в воду, начиная с пяточек. Потому как дети слишком чувствительны к изменениям окружающего мира.

Очень хорошо, если в первые дни мама будет купаться вместе с ребенком, так как присутствие мамы может сразу снять все негативные эмоции.

Кстати, «вместе» купаться и с папой можно. Это будет еще интереснее, так как из папиных длинных ног и коленей может получиться потрясающая горка для малыша! Стоя «за бортом», ребенка положите на животик, при этом поддерживайте его под грудь и подбородок, и катайте ребенка по всей ванне, покачивая вниз-вверх, можно слегка поворачивать с боку на бок.

Крохе наверняка понравится ногами отталкиваться от бортика ванны. Для этого необходимо повернуть ребенка у самого края так, чтобы он согнутыми ножками упирался в стенку. Малыш должен самостоятельно оттолкнуться и проскользить немного по поверхности воды. Доведя ребенка до противоположного края, можно повторить действия. Если малыш не понял сразу, чего от него хотят, можно сделать несколько пружинящих движений, которые имитируют толчки от бортика.

Хождение по дну ванны - еще одно полезное и забавное упражнение для начинающих осваивать водное пространство. Держите малыша под мышки, чтобы он мог свободно двигаться, и при этом наклоняйте его чуть-чуть вперед, стимулируя шаговые рефлекторные движения. После того, как малыш «походил» - желательно ему еще поплавать на спинке, если, конечно он не предпочитает плавать только на животе.

Кроме этого, плавание на спине очень хорошо развивает чувство равновесия и вестибулярный аппарат. Во время плавания на спине покачивайте малыша на своих руках из стороны в сторону. Такое упражнение является прекрасной профилактикой «транспортных» проблем в будущем.

Развитие ребенка: слух и зрение

Яркую игрушку (погремушку, шарик, кольцо) поместите в поле зрения ребенка на вытянутой руке, расстояние над его лицом должно быть 60-70 см, и подождите, когда взгляд ребенка задержится на игрушке. Затем начинайте покачивать игрушкой влево и вправо.

В дальнейшем начинайте перемещать ее в разных направлениях (вверх, вниз, вправо, влево), приближая игрушку на 20-30 см и убирая ее на расстояние вытянутой руки. Продолжительность такого занятия должна быть – 1-2 минуты, один или два раза в день. Точно так же необходимо заниматься с игрушкой, которая издает негромкий, мягкий звук.