Психосоциальная реабилитация больных пневмокониозами на амбулаторном этапе леченияВ современном обществе психологические факторы играют важную роль в возникновении, течении и лечении многих соматических расстройств. В связи с этим в последние десятилетия ведутся активные исследования в области соматической медицины.


Роль психокоррекции и психопрофилактики в лечении больных пневмокониозом

Во время болезни у человека резко меняется характер взаимоотношений с окружающим миром. И именно по этому лечение болезни необходимо рассматривать комплексно, то есть не только изменение его физического или психологического состояния, а всего его отношения с миром в целом.

В основе этого лечения лежит концепция личности В.М. Мясищева, в ней человек — единая биологическая, психологическая и социальная система, а его личность является системой отношений, эмоционально насыщенных, как с самим с собой, так и с окружающими его людьми. Следуя этой системе, болезнь является некоей ситуацией, результат которой не определен и не прогнозируем. Этот результат может быть самостоятельным психотравмирующим фактором, который нарушает картину мира, занижает самооценку, изменяет порядок происходящих событий, изменяет характер взаимоотношений с людьми, а самое главное - нарушает социальную функционированность личности.

На данный момент наибольшее количество исследований посвящается изучению психосоматических особенностей больных с различными легочными патологиями. В частности возрастает интерес к изучению качества жизни у больных с пневмокониозами. Эта болезнь является очень важной, как медицинской, так и социальной проблемой в современном здравоохранении, не только в нашей стране, но и за рубежом.

В ходе развития медицины становится наиболее очевидным, что для улучшения результата лечения и скорейшего выздоровления необходимо сначала проводить психокоррекцию, и психопрофилактику. Эта стратегия помогает получить больше полноценных данных о взаимодействии хронической болезни с психикой, а также поможет способствовать более эффективной терапии в виде индивидуального подхода и тактики ведения больного, что в полной мере относится к таким хроническим заболеваниям как пневмокониоз.

Трехэтапная программа реабилитации больных пневмокониозом

На данный момент существует программа реабилитации больных пневмокониозом, которая состоит из трех этапов. Первый этап — стационарный. Больной находится в клинике, где для него подбирается комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий в соответствии с тяжестью заболевания. К этим мероприятиям относят индивидуальный подбор препаратов терапии и их дозы, необходимые физиотерапевтические процедуры, массаж, дыхательную гимнастику, а также психотерапию. Данное наблюдение составляет шесть месяцев. При этом определяют эффективность лечения через три промежутка времени — восемь, шестнадцать и двадцать четыре недели. В последствии необходим контроль динамики через год. Этот этап реабилитации основан на проведении не только медикаментозной терапии, но и психологического восстановления больного, целью которой является медико-психологическая реабилитация и улучшение состояния пациента.

Далее следует второй этап реабилитации. Его необходимо проводить в условиях амбулаторного наблюдения под контролем специалистов диспансера. Главная задача этого этапа — сохранение социальной активности пациента, которая наблюдалась до болезни или его адаптация к жизни во внебольничных условиях. Поэтому ведущая роль в этом этапе отведена биологической терапии. Важно отметить, что переход на второй этап сопровождается увеличением воздействия экзогенных факторов, так как больной из условий стационара отправляется домой. В связи с этим необходимо продолжать оптимизировать терапию.

Необходимо помнить, что психотерапевтическую и воспитательную работу необходимо проводить не только с больными, но и с его родственниками. Это помогает изменить отношение пациента не только к болезни, но и к работе, а также к его социальному окружению, что немаловажно. Для больного необходимо выделить положительные перспективы лечения и объяснить, что его переориентация в работе является главной характеристикой на пути к выздоровлению.

Медикаментозная терапия и ее правильный подбор занимает важную нишу, как на втором, так и на третьем этапе реабилитации. Больному и его семье предстоит нелегкая забота о правильном соблюдении назначенного режима лечения. Важно выделить, что в наше время очень много больных получают более одного препарата, что усложняет процесс соблюдения режима. Не менее важно отметить наличие множества схем лечения при синдромах, имеющих схожую клинику. Это влечет за собой срыв полученной ремиссии основного заболевания в момент, когда больной переходит на долгосрочное лечение. Поэтому важно обратить внимание больного на назначенные дозы препаратов, характер терапии и биологическую обоснованность такого продолжительного лечения. Так как терапия при пневмокониозе существует по принципу отношений «врач — больной».

Необходимо помнить, что смыслом данной психологической коррекции является осознание человеком противоречивости своего отношения к болезни, что поможет решить эту проблему. Если ликвидировать озабоченность, вызванную этим событием, то можно восстановить саморегуляцию. Проще говоря, важно перестроить отношение больного, которое само по себе является причиной психогенной декомпенсации.

Пациенту необходимо самому выстроить порядок возникновения и развития данного заболевания, а также выявить причины обострений. Все это необходимо проводить вместе с врачом, так как в правильно построенном диалоге больной может выявить причины заболевания и скорректировать собственное поведение. Осознание причин является необходимым условием для выбора подхода к их устранению. Здесь включается третий этап реадаптации. В него входит программа обучения, где пациенту простыми формулировками, без медицинских терминов объясняют максимальную возможность выздоровления, а также мотивируют больного для нормализации состояния здоровья. Если пациент готов к лечению, то работа, проведенная специалистами, оказалась успешной.

Групповая терапия и ее роль в реабилитации больных пневмокониозом

Психологическая реабилитация больных с пневмокониозом состоит из десяти занятий по психокоррекции. Одно занятие длится один час, в котором сорок минут уделяется изучению информации о заболевании и двадцать минут сама психокоррекция. Такие занятия проводятся группами по восемь или десять человек. В то время как информация о заболевании одинакова для мужчин и женщин, психологическая коррекция несколько различается. Именно поэтому группы формируются в соответствии с полом, а возраст в них может варьироваться. Главным вопросом для рассмотрения является вопрос о трудоустройстве, переобучении и социальной адаптации, если больной станет инвалидом. В группах необходимо создать атмосферу партнерства, доверия и взаимопонимания, для этого вместе с больными процесс обучения проходят и члены семьи. На занятиях необходимо дать возможность пациенту рассказать о своих опасениях и тревогах и постараться максимально обсудить их.

Необходимо помнить о больных с неадекватной реакцией на их заболевание. Для этого подбирается особая психокорекционная программа, которая в первую очередь влияет на эмоциональное состояние больного, что приводит к увеличению уверенности в себе, расслаблению и обучению выражения гнева и других негативных эмоций.

Таким образом, поэтапное использование медикаментозной и психокоррекционной терапии позволяет максимально увеличить процент больных с длительной ремиссией, что приводит к улучшению социального взаимоотношения и качества жизни у больных с пневмокониозом.